программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам доступности для инвалида

В зависимости от задач, формы и вида инструктажа определяется его тематика
- выбираются темы (вопросы) из предложенного перечня.
1.5. Внеплановый инструктаж может проводиться по решению руководителя Учреждения
с целью изучения новых документов, инструкций, правил, порядка предоставления новых
услуг, новых форм обслуживания, новых помещений.

2. Требования законодательства, нормативных правовых документов по обеспечению
доступности для инвалидов объектов и услуг
- Конвенция ООН о нравах инвалидов от 13.12.2006.
- Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты
инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
25.12.2012 № 626 «Об утверждении методики формирования и обновления
карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую
информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других
маломобильных групп , населения».
- Приказ Минтруда России от 25.12.2012 №627 «Об утверждении методики,
позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп
населения, с возможностью учета региональной специфики».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №
1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи».
3. Общая характеристика видов нарушений функций организма, значимых барьеров
окружающей среды, рекомендации и возможности их устранения для различных
категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Основные виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и
вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельности
(Приложение 1).
3.2. Понятие о барьерах окружающей среды. Краткая характеристика барьеров окружающей
среды для инвалидов разных форм инвалидности (инвалиды, передвигающиеся на креслахколясках, инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения,
умственного развития) (Приложение 2).
3.3. Общие рекомендации по устранению барьеров и способах их преодоления для
инвалидов с разными формами инвалидности (Приложение 3).

4. Этика общения с инвалидами
4.1. Декларация независимости инвалида (Приложение 4).
4.2. Общие правила этикета при общении с инвалидами.
4.3. Правила этикета при общении:
- с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении;
- с инвалидами по зрению;
- с инвалидами по слуху;
- с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения,
умственные нарушения;
- с инвалидами, имеющими психические нарушения;
- с инвалидами, испытывающими затруднения в речи.

2

5. Обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования
5.1. Структурно-функциональные зоны и элементы объекта, основные требования к
обеспечению их доступности. Состояние доступности Учреждения (ПАСПОРТ доступности
для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования)
5.2. Обеспечение условий доступности услуг, основные требования по созданию условий
доступности услуг в том числе Технические средства обеспечения доступности для инвалидов
объектов социальной инфраструктуры (Приложение 5).
6. Организация и порядок работы по обеспечения доступности объекта и
предоставляемых услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья в
Учреждении
6.1. Перечень сотрудников, участвующих в обеспечении доступности для инвалидов объекта
и помещений Учреждения, в предоставлении услуг, а также в оказании помощи в
преодолении барьеров и в сопровождении маломобильных граждан на объекте.
6.2. Содержание обязанностей сотрудников по обеспечению доступности для
инвалидов объектов (помещений) и услуг в Учреждении.
6.4. Перечень предоставляемых инвалидам услуг в Учреждении. Формы и
порядок предоставления услуг (в учреждении, на дому, дистанционно).
6.5. Информация об организации помощи на объекте инвалидам и
другим маломобильным гражданам.

7. Порядок действий сотрудников Учреждения при оказании помощи лицам с
ограниченными возможностями здоровья
7.1. Оказание помощи персоналом. Сопровождение инвалидов на объекте. Организация
доступа инвалидов на объект: на территорию Учреждения, к входной группе в здание, к путям
передвижения внутри здания, к местам целевого посещения (зоне оказания услуг), к местам
общественного пользования, в том числе, к санитарно-гигиеническим помещениям,
расположенным на объекте.
7.2. Специальное (вспомогательное) оборудование и средства обеспечения доступности,
порядок их эксплуатации, включая требования безопасности; ответственные за использование
оборудования, их задачи.
7.3. Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих
нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на
объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг, а также о доступном транспорте
для посещения объекта.
7.4. Правила и порядок эвакуации граждан на объекте, в том числе инвалидов и других
маломобильных граждан, в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях.
8. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований по обеспечению
доступности объекта и предоставляемых услуг для лиц с ограниченными
возможностями здоровья в Учреждении
8.1. Меры ответственности за уклонение от выполнения требований доступности объектов и
услуг в соответствии с законодательством.
8.2. Меры ответственности за невыполнение, ненадлежащее выполнение сотрудниками
Учреждения
обязанностей,
предусмотренными
организационнораспорядительными,
локальными
актами
Учреждения.

3

Приложение 1
Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими
ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность
1. Установление инвалидности в соответствии с российским законодательством.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
1
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом
способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой
деятельностью. Основные категории жизнедеятельности человека представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Содержание категорий жизнедеятельности человека
Категории
Содержание категории жизнедеятельности
жизнедеятельности
Способность человека самостоятельно осуществлять основные
Способность к
физиологические потребности, выполнять повседневную
самообслуживанию
бытовую
деятельность, в том числе навыки личной гигиены
Способность самостоятельно перемещаться в пространстве,
Способность к
сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при
самостоятельному
перемене
передвижению
положения тела, пользоваться общественным транспортом
Способность к адекватному восприятию личности и
Л
окружающей
Способность к ориентации
обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места
нахождения
Способность к установлению контактов между людьми путем
Способность к общению
восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи
информации
Способность
Способность к осознанию себя и адекватному поведению с
контролировать свое
учетом социально-правовых и морально-этических норм
поведение
Способность к целенаправленному процессу организации
деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и
компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе
Способность к обучению
профессионального, социального, культурного, бытового
характера), развитию способностей, приобретению опыта
применения знаний в повседневной жизни и формированию
мотивации получения образования в течение всей жизни
Способность осуществлять трудовую деятельность в
Способность к трудовой
соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и
деятельности
условиям выполнения работы
Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении
государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Для выполнения этой
услуги в РФ функционируют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы,
подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
1
Условиями признания гражданина инвалидом являются :
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности; - необходимость осуществления мер социальной защиты,
включая реабилитацию.
Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для
признания гражданина инвалидом. Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки
4

состояния здоровья гражданина в соответствии с Классификациями и критериями,
2
утвержденными Минтрудом РФ.
В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину, признанному
инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. I группа инвалидности
устанавливается при наиболее тяжелых расстройствах функций организма, III группа
инвалидности - при наиболее легких. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) не зависимо от тяжести
расстройства функций организма устанавливается категория «ребенок - инвалид». Гражданину,
признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности,
с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок
составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются
3
Минтруда России. Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной
литературе используется термин «маломобильные группы населения» (МГН), который
определяется как «люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении,
получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К
маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением
4
здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.».
Таким образом, МГН - это более широкая категория людей, включающая в себя инвалидов.
2. Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности.
Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах социальной
инфраструктуры разработана классификация форм инвалидности, которую условно можно
5
обозначить «пентада косгу» (табл.2)
Таблица 2

Буквенное
обозначение
К

Формы инвалидности

Графическое
изображение

Инвалиды, передвигающиеся
на креслах-колясках

О

Инвалиды с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата

С

Инвалиды с нарушениями
зрения

Г

Инвалиды с нарушениями
слуха

У

Инвалиды с нарушением
умственного развития

1

П. 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95.
2
Приказ Минтруда РФ от 29 сентября 2014 г. № 664н «О классификациях и критериях,
используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
3
см. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 ноября 2010 г. № 1031н «О формах справки,
подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования
гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными
5

учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления», Приказ
Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм
индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы
реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки.
4
СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
5
Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Методика паспортизации
и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер,
обеспечивающих их доступность. Методическое пособие».
6
Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 626 «Об утверждении методики
формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих
сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других
маломобильных групп населения». В зависимости от формы инвалидности лицо сталкивается с
определенными барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями, сооружениями и
предоставляемыми населению услугами наравне с остальными людьми.

6

Приложение 2

Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов разных форм
Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, барьерами различной степени
выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно
установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие
прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы,
коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при
необходимости) и др. физические и информационные барьеры.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата барьерами
различной степени выраженности могут быть:
1) для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы,
отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др. физические барьеры;
2) для лиц, не действующих руками - препятствия при выполнении действий руками
(открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование краном, клавишами и
др.), отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для осуществления
действий руками.
Для инвалидов с нарушениями зрения барьерами различной степени выраженности
могут быть отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения,
информационных указателей, преграды на пути движения (стойки, колонны, углы, стеклянные
двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие, отсутствие помощи
на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др.
Для инвалидов с нарушениями слуха барьерами различной степени выраженности могут
быть отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте
социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных
технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации (например,
через индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства
контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие сурдопереводчика,
тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры.
Для инвалидов с нарушениями умственного развития барьерами различной степени
выраженности могут быть отсутствие понятной для усвоения информации на объекте
социально!! инфраструктуры, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры
для получения информации и ориентации и др.

7

Приложение 3

Общие рекомендации для специалистов по устранению барьеров для инвалидов с
разными формами инвалидности.
Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды на объектах
социальной инфраструктуры представлены в табл.3
Таблица 3
Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды для инвалидов с
разными формами инвалидности
Основные формы
Общиерекомендации поустранениюбарьеров
инвалидности
Инвалиды,
передвигающиесяна Устранение физических барьеров на пути к месту
креслах-колясках
предоставления услуг, альтернативные формы оказания
услуг (в т.ч. на дому), удобное размещение информации,
организация работы помощников
Устранение физических барьеров на пути к месту
Инвалиды с нарушениями
предоставления услуг, организация места для отдыха;
опорно-двигательного
для инвалидов не действующих руками- помощь при
аппарата
выполнении необходимых действий
Устранение информационных и физических барьеров на
Инвалиды с нарушениями зрения
путидвижения,предоставлениеинформациив
доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный
шрифт
Брайля,
контрастные
знаки),
допуск
тифлопереводчика, допуск собаки проводника
Инвалиды с нарушениями слуха
Устранение барьеров по предоставлению информации,
допуск сурдопереводчика
Инвалиды
с
нарушениями Устранение барьеров по предоставлению информации
(«ясный язык» или «легкое чтение»), организация
умственного развития
сопровождения

8

Приложение 4

















ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА
Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется





Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.



  Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.





















Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.



Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды,
является их социальное

обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
Поддержите меня, чтобы
 я мог по мере сил внести свой вклад в общество. • Помогите мне
познать то, что я хочу.
Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.





Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.



  Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.









Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.



Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
Давайте уважать друг друга. Ведь уважение
 предполагает равенство.
Слушайте, поддерживайте и действуйте.

9



Приложение 5
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры.
Под техническим средством понимают любое изделие, инструмент, оборудование,
8
устройство, прибор, приспособление или техническую систему .
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и
здоровья, сокращенно МКФ, предлагает изучение факторов окружающей среды на разных
уровнях: индивидуума и общества. Данный подход применим и к систематизации технических
средств. Можно выделить технические средства реабилитации инвалида и технические средства
обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.

Систематизация технических средств с учетом положений МКФ
Технические средства реабилитации инвалидов - устройства, содержащие технические
решения, в том числе и специальные, используемые для компенсации и устранения стойких
ограничении жизнедеятельности инвалида. К данным техническим средствам относятся
инвалидные коляски, трости, слуховые аппараты, и т.п. Эти технические средства
предназначены, как правило, для индивидуального использования.
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры - это пандусы, тактильная плитка, автоматические системы открывания дверей,
и т.п. Данные технические средства предназначены для коллективного использования. Они не
предоставляются конкретному инвалиду, а устанавливаются стационарно на объекте социальной
инфраструктуры, приспосабливая его таким образом для использования различными
категориями инвалидов. Ниже пойдет речь именно о таких технических средствах.
Как уже говорилось выше, на объекте социальной инфраструктуры выделяют 6 основных
структурно-функциональных зон, которые подлежат адаптации для инвалидов и других
маломобильных групп населения, с использованием различных технических средств.
8
ГОСТ Р 51079-2006 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями
9
жизнедеятельности. Классификация» Статья 11.1 Федерального закона «О социальной защите
инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181ФЗ
10

См. подробнее Приказ Минтруда России от 24.05.2013 N 214н «Об утверждении

классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2005 г. № 2347-р».
В данном методическом пособии технические средства обеспечения доступности для
инвалидов объектов социальной инфраструктуры классифицированы по структурно10

функциональным зонам объекта. Такой классификационный подход создает удобство для
практического использования. Вместе с тем, он является условным, т.к. одно и то же
техническое средство может быть установлено на разных зонах объекта.
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры могут быть классифицированы по функционально-целевому признаку:
1. Технические средства, используемые на территории, прилегающей к зданию (участке);
2. Технические средства, используемые на входе (входах) в здание;
3. Технические средства, используемые на пути (путях) движения внутри здания (в т.ч. путях
эвакуации);
4. Технические средства, используемые в зоне целевого назначения здания (целевого посещения
объекта);
5. Технические средства, используемые в санитарно-гигиенических помещениях;
6. Технические средства, используемые для создания системы информации на объекте
(устройства
и
средства
информации
и
связи
и
их
системы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».