В зависимости от задач, формы и вида инструктажа определяется его тематика - выбираются темы (вопросы) из предложенного перечня. 1.5. Внеплановый инструктаж может проводиться по решению руководителя Учреждения с целью изучения новых документов, инструкций, правил, порядка предоставления новых услуг, новых форм обслуживания, новых помещений. 2. Требования законодательства, нормативных правовых документов по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг - Конвенция ООН о нравах инвалидов от 13.12.2006. - Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». - Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 № 626 «Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп , населения». - Приказ Минтруда России от 25.12.2012 №627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». 3. Общая характеристика видов нарушений функций организма, значимых барьеров окружающей среды, рекомендации и возможности их устранения для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Основные виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельности (Приложение 1). 3.2. Понятие о барьерах окружающей среды. Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов разных форм инвалидности (инвалиды, передвигающиеся на креслахколясках, инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, умственного развития) (Приложение 2). 3.3. Общие рекомендации по устранению барьеров и способах их преодоления для инвалидов с разными формами инвалидности (Приложение 3). 4. Этика общения с инвалидами 4.1. Декларация независимости инвалида (Приложение 4). 4.2. Общие правила этикета при общении с инвалидами. 4.3. Правила этикета при общении: - с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении; - с инвалидами по зрению; - с инвалидами по слуху; - с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения; - с инвалидами, имеющими психические нарушения; - с инвалидами, испытывающими затруднения в речи. 2 5. Обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования 5.1. Структурно-функциональные зоны и элементы объекта, основные требования к обеспечению их доступности. Состояние доступности Учреждения (ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования) 5.2. Обеспечение условий доступности услуг, основные требования по созданию условий доступности услуг в том числе Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры (Приложение 5). 6. Организация и порядок работы по обеспечения доступности объекта и предоставляемых услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении 6.1. Перечень сотрудников, участвующих в обеспечении доступности для инвалидов объекта и помещений Учреждения, в предоставлении услуг, а также в оказании помощи в преодолении барьеров и в сопровождении маломобильных граждан на объекте. 6.2. Содержание обязанностей сотрудников по обеспечению доступности для инвалидов объектов (помещений) и услуг в Учреждении. 6.4. Перечень предоставляемых инвалидам услуг в Учреждении. Формы и порядок предоставления услуг (в учреждении, на дому, дистанционно). 6.5. Информация об организации помощи на объекте инвалидам и другим маломобильным гражданам. 7. Порядок действий сотрудников Учреждения при оказании помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья 7.1. Оказание помощи персоналом. Сопровождение инвалидов на объекте. Организация доступа инвалидов на объект: на территорию Учреждения, к входной группе в здание, к путям передвижения внутри здания, к местам целевого посещения (зоне оказания услуг), к местам общественного пользования, в том числе, к санитарно-гигиеническим помещениям, расположенным на объекте. 7.2. Специальное (вспомогательное) оборудование и средства обеспечения доступности, порядок их эксплуатации, включая требования безопасности; ответственные за использование оборудования, их задачи. 7.3. Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг, а также о доступном транспорте для посещения объекта. 7.4. Правила и порядок эвакуации граждан на объекте, в том числе инвалидов и других маломобильных граждан, в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях. 8. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований по обеспечению доступности объекта и предоставляемых услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении 8.1. Меры ответственности за уклонение от выполнения требований доступности объектов и услуг в соответствии с законодательством. 8.2. Меры ответственности за невыполнение, ненадлежащее выполнение сотрудниками Учреждения обязанностей, предусмотренными организационнораспорядительными, локальными актами Учреждения. 3 Приложение 1 Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность 1. Установление инвалидности в соответствии с российским законодательством. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Основные категории жизнедеятельности человека представлены в табл. 1. Таблица 1. Содержание категорий жизнедеятельности человека Категории Содержание категории жизнедеятельности жизнедеятельности Способность человека самостоятельно осуществлять основные Способность к физиологические потребности, выполнять повседневную самообслуживанию бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены Способность самостоятельно перемещаться в пространстве, Способность к сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при самостоятельному перемене передвижению положения тела, пользоваться общественным транспортом Способность к адекватному восприятию личности и Л окружающей Способность к ориентации обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения Способность к установлению контактов между людьми путем Способность к общению восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации Способность Способность к осознанию себя и адекватному поведению с контролировать свое учетом социально-правовых и морально-этических норм поведение Способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе Способность к обучению профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни Способность осуществлять трудовую деятельность в Способность к трудовой соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и деятельности условиям выполнения работы Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Для выполнения этой услуги в РФ функционируют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. 1 Условиями признания гражданина инвалидом являются : - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; - ограничение жизнедеятельности; - необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки 4 состояния здоровья гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, 2 утвержденными Минтрудом РФ. В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. I группа инвалидности устанавливается при наиболее тяжелых расстройствах функций организма, III группа инвалидности - при наиболее легких. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) не зависимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория «ребенок - инвалид». Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются 3 Минтруда России. Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной литературе используется термин «маломобильные группы населения» (МГН), который определяется как «люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением 4 здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.». Таким образом, МГН - это более широкая категория людей, включающая в себя инвалидов. 2. Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности. Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах социальной инфраструктуры разработана классификация форм инвалидности, которую условно можно 5 обозначить «пентада косгу» (табл.2) Таблица 2 Буквенное обозначение К Формы инвалидности Графическое изображение Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках О Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата С Инвалиды с нарушениями зрения Г Инвалиды с нарушениями слуха У Инвалиды с нарушением умственного развития 1 П. 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95. 2 Приказ Минтруда РФ от 29 сентября 2014 г. № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». 3 см. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 ноября 2010 г. № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными 5 учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки. 4 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». 5 Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность. Методическое пособие». 6 Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 626 «Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения». В зависимости от формы инвалидности лицо сталкивается с определенными барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями, сооружениями и предоставляемыми населению услугами наравне с остальными людьми. 6 Приложение 2 Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов разных форм Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, барьерами различной степени выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и др. физические и информационные барьеры. Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата барьерами различной степени выраженности могут быть: 1) для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др. физические барьеры; 2) для лиц, не действующих руками - препятствия при выполнении действий руками (открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование краном, клавишами и др.), отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для осуществления действий руками. Для инвалидов с нарушениями зрения барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения, информационных указателей, преграды на пути движения (стойки, колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др. Для инвалидов с нарушениями слуха барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры. Для инвалидов с нарушениями умственного развития барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие понятной для усвоения информации на объекте социально!! инфраструктуры, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др. 7 Приложение 3 Общие рекомендации для специалистов по устранению барьеров для инвалидов с разными формами инвалидности. Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды на объектах социальной инфраструктуры представлены в табл.3 Таблица 3 Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды для инвалидов с разными формами инвалидности Основные формы Общиерекомендации поустранениюбарьеров инвалидности Инвалиды, передвигающиесяна Устранение физических барьеров на пути к месту креслах-колясках предоставления услуг, альтернативные формы оказания услуг (в т.ч. на дому), удобное размещение информации, организация работы помощников Устранение физических барьеров на пути к месту Инвалиды с нарушениями предоставления услуг, организация места для отдыха; опорно-двигательного для инвалидов не действующих руками- помощь при аппарата выполнении необходимых действий Устранение информационных и физических барьеров на Инвалиды с нарушениями зрения путидвижения,предоставлениеинформациив доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки), допуск тифлопереводчика, допуск собаки проводника Инвалиды с нарушениями слуха Устранение барьеров по предоставлению информации, допуск сурдопереводчика Инвалиды с нарушениями Устранение барьеров по предоставлению информации («ясный язык» или «легкое чтение»), организация умственного развития сопровождения 8 Приложение 4 ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА Не рассматривайте мою инвалидность как проблему. Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник. Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права. Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность. Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения. Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним. Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество. • Помогите мне познать то, что я хочу. Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше. Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом. Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие. Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения. Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения. Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте. 9 Приложение 5 Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры. Под техническим средством понимают любое изделие, инструмент, оборудование, 8 устройство, прибор, приспособление или техническую систему . Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, сокращенно МКФ, предлагает изучение факторов окружающей среды на разных уровнях: индивидуума и общества. Данный подход применим и к систематизации технических средств. Можно выделить технические средства реабилитации инвалида и технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры. Систематизация технических средств с учетом положений МКФ Технические средства реабилитации инвалидов - устройства, содержащие технические решения, в том числе и специальные, используемые для компенсации и устранения стойких ограничении жизнедеятельности инвалида. К данным техническим средствам относятся инвалидные коляски, трости, слуховые аппараты, и т.п. Эти технические средства предназначены, как правило, для индивидуального использования. Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры - это пандусы, тактильная плитка, автоматические системы открывания дверей, и т.п. Данные технические средства предназначены для коллективного использования. Они не предоставляются конкретному инвалиду, а устанавливаются стационарно на объекте социальной инфраструктуры, приспосабливая его таким образом для использования различными категориями инвалидов. Ниже пойдет речь именно о таких технических средствах. Как уже говорилось выше, на объекте социальной инфраструктуры выделяют 6 основных структурно-функциональных зон, которые подлежат адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения, с использованием различных технических средств. 8 ГОСТ Р 51079-2006 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями 9 жизнедеятельности. Классификация» Статья 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181ФЗ 10 См. подробнее Приказ Минтруда России от 24.05.2013 N 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р». В данном методическом пособии технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры классифицированы по структурно10 функциональным зонам объекта. Такой классификационный подход создает удобство для практического использования. Вместе с тем, он является условным, т.к. одно и то же техническое средство может быть установлено на разных зонах объекта. Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры могут быть классифицированы по функционально-целевому признаку: 1. Технические средства, используемые на территории, прилегающей к зданию (участке); 2. Технические средства, используемые на входе (входах) в здание; 3. Технические средства, используемые на пути (путях) движения внутри здания (в т.ч. путях эвакуации); 4. Технические средства, используемые в зоне целевого назначения здания (целевого посещения объекта); 5. Технические средства, используемые в санитарно-гигиенических помещениях; 6. Технические средства, используемые для создания системы информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы)