Основная образовательная программа "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы
Описание образовательной программы
Аннотация к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным
программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших
достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными
образовательными требованиями дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013г. №1155
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования).
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные
особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о
признании дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и компетенций.
В программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в
обучении. При разработке программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного
дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и
укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на
основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н.
Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) Авторы программы основывались на важнейшем
дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том,
что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое
развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при
этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности
воспитания и образования детей.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и
образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки
духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство,
труд).
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность,
высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и
народной – как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних
способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в
школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в
процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.